«Pentagram» - американская команда родом из города Александрия, славного в
прошлом своими работорговческими традициями, по мнению многих рок-фанатов
ответственна за создание «дум-металла», как отдельного и самодостаточного
поджанра «тяжелого рока». По крайней мере, это всецело справедливо в
отношении американского «doom metal», как направления в музыке, имеющего
свои отличительные характеристики и уникальное, скажем, при сопоставлении с
британским, звучание. И уникальность эта во многом продиктована смурным и
тяжеловесным влиянием детройтского «гаражного рока».
Первый сингл парни выпустили еще в далеком 1972 году. Тогда же и назвались
«Pentagram», дабы подчеркнуть серьезность намерений, дистанцироваться от
«детей цветов» и наглядно продемонстрировать угрюмую, мрачноватую тематику
исполняемого материала. Так что для многих молодых поклонников новомодных
разновидностей «сладжа», полагающих, что отсчет времен стартовал где-то
после 2000 года, будет небезынтересно узнать, что наши герои появились
намного раньше, чем даже англичане «Witchfinder General» и американцы
«Saint Vitus», да «Trouble» - общепризнанные апологеты учения «Black
Sabbath».
Группа плодотворно работала на андерграундной сцене в течение 1970-х годов,
сделав множество демо-лент и репетиционных записей, однако полноформатный
альбом был выпущен только через 14 лет после образования с практически
полностью измененным составом. В «Pentagram» на протяжении всех этих
десятилетий оставался лишь один постоянный участник – непотопляемый боец,
вокалист Бобби Либлинг.
Несколько раз группа была близка к подписанию контракта с крупными студиями
звукозаписи, но «жирные коты» всегда отказывались в последнюю минуту,
недовольные внешним видом музыкантов и отсутствием у них «продаваемого
имиджа». Темный, «металлический» образ Бобби уже тогда вызывал у воротил
легкую тошноту и раздражение…
Впрочем, может и не нужна была им карьера и популярность. Просто они
открывали двери в новые музыкальные измерения, придумывали новые ходы,
смело спаивая в общую музыкальную мозаику разрозненные элементы всего того,
что им нравилось. И не будь Либлинг таким упертым, несговорчивым мужиком,
может и не выступал бы он до сих пор, а давно уж осел под грузом дерьма
современной музыкальной индустрии… Но, нет!!! Старик все еще в деле, а
«Pentagram» все также наворачивают старые и новые песни в тесных
подземельных клубах и на просторных фестивалях по всему миру. Подумать
только, уже 45 лет! Они начинали играть, когда на противоположном берегу
Атлантики в зенит славы входили «Uriah Heep», которых наверняка ценят отцы
многих нынешних «металлхэдов», а может даже и деды.
«Human Hurricane» - одна из многих компиляций, в которые включались песни
из раннего творчества группы. Это композиции, записанные в промежутке между
1973 и 1976 годами в формате «демо». Причем большинство трэков записаны в
1973 году. Данный сборник был издан в 1998 году лэйблом «Downtime Records»,
в настоящее время полностью распродан и является достаточно редкой
пластинкой.
В те времена группа репетировала на почтовом складе, в городе Арлингтоне. В
этом помещении ребята хранили свое оборудование, могли репетировать с
вечера до утра и играть так громко, как им того хотелось, не опасаясь жалоб
от соседей. Многие их записи были сделаны там же на обычный катушечный
магнитофон. Они и вошли в сборник.
На компиляции представлено 17 архивных песен, взятых из шести отдельных,
разделенных во времени, сессий. Отсюда и заметная разница в звучании
композиций. Особенно это касается вокала и гитарных партий. Сам материал
также весьма неоднородный. Темп меняется быстро и непредсказуемо, за
медленными, тягучими кусками несется быстрый, ураганный рок-н-ролл. При
этом в звучании лидер-гитары все чаще проявляются психоделические тона. В
некоторых песнях, музыканты явно опережают свое время, их подход к созданию
рока нестандартен, свеж и увлекателен.
Можно выделить ряд наиболее ярких произведений. «Forever My Queen»
насыщена гаражным духом Детройта. «Much Too Young To Know» - бодрый
рок-гимн. «If The Winds Would Change» - мощная, тяжелая, красивая
баллада. Композиция с провокационным названием «Rape» представляет
собой скоростной инструментальный номер. «Starlady» завораживает, здесь
особенно чувствуется неповторимая музыкальная магия коллектива.
По-металлически жесткая «Show’em How» сдобрена джазовыми мотивами.
«Downhill Slope» сложная и гнетущая. «Hurricane» - заводной номер, в
середине которого можно отчетливо расслышать приближающиеся раскаты
«панк-рока». Но, несмотря на всю разношерстность песен, их объединяет
один могучий компонент – «металлический» рифф. На то время, это уже
была музыка будущего. Возможно, под действием разных-всяких веществ они
и вправду туда заглядывали, раз сыграли многое из того, что пришло
после них.
Оцените новаторство и мощь этой команды на примере записанного
немецкими легендарными трэшерами «Exumer» в 2016 году «кавера» на
«Forever My Queen». Вот где наглядно работает связь «металлических»
поколений!
Влияние «Pentagram» на формирование «дум-металла», как жанра тяжелой
музыки трудно переоценить, и по праву они занимают второе по значимости
место после «Black Sabbath» среди коллективов, выковавших незыблемые
каноны этого направления. Но также велико их влияние и на весь мир рок
- музыки в целом. Данная компиляция помогает это осознать. Вы имеете
возможность отследить историю происхождения «хэви-металлического»
звучания, увидеть корни этого буйно разросшегося древа.
В любом случае, нужно помнить, что звук здесь очень сырой, первобытный
и абсолютно не причесанный, поскольку композиции не получили должной
студийной огранки. Этот сырой демо-материал трудно воспринимать, и уж
точно невозможно разбирать эти композиции, походя, фоном заполняя
повседневную суету. Однако, если попытаться вникнуть в их истинный
смысл, проанализировать нестандартные ходы, тонкий, свойственный только
этой команде, особый мелодизм, песни эти начинают обретать новую жизнь
и удовольствие от их прослушивания удваивается. Впрочем, для уха,
привыкшего исключительно к современному рафинированному, вылизанному
звучанию, вся эта подборка так и останется кучей скверных, плохо
записанных демо-версий от допотопной любительской команды.
Немало ценителей исключительно цифровой «полироли» вообще не понимают
для чего нужно выпускать и слушать подобные грязные, шероховатые
записи. Что ж… Они многое теряют! Хотя бы возможность услышать группу в
то самое время, когда она «гремела», когда музыканты были молоды и
полны творческих потенций. Услышать песни команды именно в первозданном
виде, так, как они игрались живьем десятилетия назад. Словно машина
времени такая пластинка переносит слушателя в прошлое, к основам и
истокам рока, необузданного, подвального, далекого от стадионов и
концертных залов, в самую настоящую кузнецу металла, темную, сырую и
жаркую. И вот уже вы сами стоите в толпе юных заросших фанатов и
ощущаете эти мощные, неизведанные вибрации. Полное погружение в подвалы
и гаражи семидесятых, где ковался настоящий «металл» будущего!
Список треков:
1. Forever My Queen
2. The Bees
3. Out of Luck
4. Goddess
5. Target
6. Devilchild
7. Much Too Young to Know
8. If the Winds Would Change
9. The Diver
10. Rape
11. Livin' in a Ram's Head
12. Buzzsaw
13. Starlady 05:11 Show lyrics
14. Show 'Em How 10:00 Show lyrics
15. Downhill Slope 04:18 Show lyrics
16. Hurricane 02:01 Show lyrics
17. Burning Rays